Проблемное поведение детей

Каковы причины проблемного поведения детей и подростков?

Причины «проблемного поведения» детей различны, а вот само поведение примерно одинаково. Мальчики чаще всего грубят, проявляют агрессию, бунтуют, становятся упрямыми и импульсивными. Девочки, как правило, становятся замкнутыми, капризными, пассивно агрессивными, с ними чаще демонстративные истерики. Особенно сильно всё это проявляется в подростковом возрасте.

Проблемное поведение может быть обусловлено как психопатологическими (болезненными, «медицинскими») причинами, так и педагогическими. Чаще всего имеет место их сочетание.

Вот что такое причины психопатологические:
• синдром гиперактивности и\или дефицита внимания (СГВД)
• детские депрессии и неврозы
• органическая неполноценность головного мозга вследствие патологии во время беременности или родов
• психозы
• формирующиеся личностные расстройства (психопатии, или патологии характера). Они, кстати, могут быть и приобретенными вследствие неправильного воспитания.

К психолого-педагогическим причинам относятся:
• неправильные стили воспитания
• любые изменения в жизни семьи – развод, переезд на другое место жительства, появление новых членов семьи (рождение детей, появление отчима или мачехи, переезд в семью бабушек или дедушек), утрата близких
• неблагополучные отношения между родителями.
• проблемы в отношениях со сверстниками или учителями

Взрослым может казаться, что «ребенка не касаются семейные проблемы», «он еще слишком мал, чтобы что-то понимать». Но на самом деле, чем младше ребенок, тем больше его психическое здоровье зависит от эмоционального климата в семье. А вот чем он ближе к подростковому возрасту и взрослости, тем большее значение имеют его отношения со сверстниками.

Вообще проблемы с поведением ребенка беспокоят родителей сильнее всего после физического здоровья. Когда «ребенок болен», то обычно он получит помощь довольно быстро, родители сразу же обратятся к врачу. А вот если «ребенок себя плохо ведет», то родители обычно не спешат обращаться за помощью к специалистам. К ним прибегают тогда, когда уже «исчерпаны все методы воздействия»: уговоры, убеждения, угрозы, «кнуты и пряники» и даже физические наказания. Все усугубляется тем, что к этому моменту сами родители находятся в отчаянии, не могут адекватно оценить ситуацию, и сами нуждаются в помощи не меньше, чем ребенок.

 

Две точки зрения на проблему.

К проблеме «плохого поведения» детей есть два различных, но не взаимоисключающих, а
дополняющих друг друга подхода. Ни один из них не окажется эффективным, если будет игнорироваться другая сторона реальности.
Подход первый — назовем его педагогическим — использует поощрения и наказания, предполагает моральную оценку поступка и наличие виноватого. Вспомните свою самую строгую учительницу в школе, и станет понятно, о чем я.

Подход второй — назовем его психологическим или медицинским — ищет причину
проблемного поведения, которая не всегда заключается в ребенке, вернее, в той области, которую он может произвольно контролировать. Подход этот ставит целью устранение причин в семье или со здоровьем, чтобы семена воспитания и педагогических приемов
легли на благодатную почву.

На языке «педагогов» (я пишу это в кавычках, ибо оно обозначает не профессию, а стиль мышления) проблемное поведение обозначается примерно так: «Он грубит бабушке и не хочет учить уроки, потому что он безответственный и невоспитанный».

На языке «психологов» и «медиков» это звучит иначе: «Он не справляется со школьной нагрузкой, поскольку быстро истощается, перестает удерживать внимание и негативно реагирует на гиперопекающее поведение бабушки».

Важно понять, что «плохое поведение» при отсутствии проблем с физическим и душевным здоровьем – это попытка приспособиться к неадекватным требованиям родителей и психологически выжить в семье. У ребенка нет такого количества способов совладания с ситуацией, как у взрослых: он не может уйти из ситуации (хотя иногда может и так и делает, уходит из дома или прогуливает школу), не может поменять родителей (в отличие от возможности поменять мужа или жену), не может с родителями «развестись». Может только приспособиться так, как может.

 

Как поступать родителям?

В первую очередь успокоиться, остановиться и отдышаться. Это нужно, во-первых, для того, чтоб не усугублять ситуацию ненужными эмоциями, что только еще больше испортит отношения, а во-вторых, для того, чтобы получить информацию по проблеме. Не требуйте сиюминутного подчинения, не кричите, не спешите наказывать ребенка. Всё это вы уже делали, остановитесь.

Начните с физического здоровья ребенка. Покажите его педиатру и невропатологу. И только если вы будете уверены, что он здоров в этом плане, обратитесь к психотерапевту или психологу.

Приготовьтесь к тому, что работать со специалистом в первую очередь нужно будет вам. Да, очень хотелось бы найти такого «волшебника», к которому можно привести проблемного ребенка, чтоб его «починили», а забрать уже «хорошего». Но так не бывает. Ребенок растет в семье, а семья – это система. В которой все части взаимосвязаны друг с другом. Если какую то часть (то есть ребенка) на время «изъять и починить» у психолога, то потом всё вернётся на круги своя. Он вернётся в привычное окружение, которое не поменялось. Вот почему нужно меняться в первую очередь родителям, менять свои привычные паттерны поведения. Только тогда поменяется и поведение ребенка.

Дорогие родители! Если вы хотите помочь своему ребенку-подростку в преодолении проблем, но не знаете, с чего начать, я приглашаю вас на бесплатный вебинар, где вы составите свой индивидуальный план по работе с вашим ребенком и получите поддержку себя как родителя.

Заполните форму
Чтобы забронировать свое участие в вебинаре

7 комментариев к “Проблемное поведение детей”

  1. Михаил

    Столкнулись с гиперактивностью у ребенка. Это, конечно, серьезная штука. Сложно поверить, что ребенок может постоянно быть активным, ни на секунду нигде не присесть… Дело доходит до того, что обеденный сон вообще порой перестает существовать. А ложиться в 11-12 вечера это норма….

  2. Марина

    я после тренинга как раз поняла что нужно менять стиль! Сейчас мы с отцом перестали беспокоится по мелочам, и ребенок спокойнее стал на много!

  3. Ольга

    Ой наш малыш был раньше очень гиперактианым,но со временем это прошло.
    И я очень рада этому,потому что раньше было очень плохо!
    Даже в детский сад не ходили)
    Статья мне очень понравилась)

  4. А вот у нас, наоборот, по моему мнению, слишком «вялый» ребенок. Другие, смотрю носятся в том же саду или на площадке, а наш предпочитает сидячие развлечения и лишний раз никуда не «ввязывается» ни в какие активные мероприятия. Как его расшевелить, подскажите?
    Вот и что получается лучше? Или как обычно, золотая середина?

    1. Светлана Минская

      Лучше всего — показать специалисту. Если бы вы могли сами «расшевелить» ребенка, у вас бы это давно получилось.

  5. Боюсь за свою дочку,у неё вообще нет друзей и никакого желания их искать.
    Она просто «амеба» вот по-другому выразить нельзя.
    Ужасно,не знаю как бороться с этим.
    Уже все перепробовала,но надежда не покидает меня.
    Но что мне делать?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх