Дети не меньше взрослых болеют депрессиями, только многие родители и врачи не-психиатры игнорируют сей факт и даже считают, что «у детей вообще депрессий быть не может». С чего бы? Живут и горя себе не знают, если, конечно, это не дети «плохих родителей». Причины такого отрицания вот в чем.
У детей пока еще не развит эмоциональный словарь, они не могут пожаловаться на настроение как таковое. Лет до 5-6 ребенок может описать свое состояние в двух терминах — «хорошо» или «плохо», а уж определить, к чему это «плохо» относится — к душе или телу, тем более не может.
На его самочувствие ребенка родители начинают реагировать тогда, когда это уже невозможно не заметить: то он «на ровном месте» теряет сон или аппетит, то капризен, слезлив или испуган. Но даже и тогда многие родители склонны ищут причины в телесном неблагополучии и начинают обследовать ребенка у врачей, будучи крайне удивлены, что причин то видимых нет.
Разумеется, родителям никто не рассказывает про биологическую теорию эндогенных депрессий, этого не встретишь в популярной литературе по воспитанию. Они искренне считают, что для любой депрессии должны быть основания, а именно – сильная психологическая травма. Они её ищут и не находят. Мало кто из родителей способен вот так вот ясно отдавать себе отчет: да, я травмирую своего ребенка, но ничего не предпринимаю. Поэтому воспринимают диагноз «депрессия» из уст врача как обвинение в их собственный адрес. Все же большинство родителей стараются создать ребенку наиболее благоприятные условия, а если даже не удается, в семье, допустим, сильные постоянные конфликты, они все равно склонны считать, что либо ребенок «еще слишком мал», чтобы понимать происходящее, либо «он этого не видит, мы же при нём не ссоримся».
Чувство вины для любого человека слишком тяжело, поэтому родители либо уходят в отрицание («никакой депрессии нет и быть не может, надо искать какое-то другое заболевание или строже воспитывать»), либо в агрессию («какое право врач имеет меня судить?»)
Но, как бы то ни было, детские депрессии есть, и вот их общие признаки.
- отсутствие интереса к тем занятиям, которые раньше ребенок воспринимал с удовольствием. Это не только и не столько про обучение, а про привычные развлечения – игры и общение с людьми.
- успешный ребенок начинает хуже учиться, замыкается в себе.
- для девочек более характерна плаксивость, ранимость и замкнутость, а для мальчиков – агрессивность и непослушание.
- при тяжелой депрессии они прогуливают школу или вовсе отказываются туда ходить, не хотят идти в детский сад, который раньше нравился, потому что там предъявляются некие социальные требования, а сил им соответствовать нет.
- меняется сон и аппетит
- хронически депрессивные дети отстают в физическом и умственном развитии.
Думали, что переход из частного сада в муниципальный вызовет депрессию у ребенка и придется потратить не мало сил в времени на, так называемую, адаптацию. Но оказалось все так: сын узнал, что идет в «большой сад», куда ранее уже уходили дети из его сада и сказал: «Хочу в большой сад, не хочу больше в «старых»». И все, никаких адаптаций по пол дня и прочее, сразу пошел на весь день, без проблем.
В детстве у меня была депрессия из-за того что мы с родителями частно переезжали .
У меня почти не было друзей,а родители не понимали как мне трудно.
Я никогда не совершу подобную ошибк ужи буду поддерживать их.
Стать очень полезная!
Спасибо огромное за работу)
про детей понятно. а у подростков как депрессии появляются? Также?