Гиперопекающий. Родители постоянно оберегают ребенка, ограничивают его социальные контакты, советуют, как лучше, даже там, где ребенок вполне может справиться сам. В результате дети неспособны сами принимать решения и справляться с трудностями. Они не верят в свои способности и имеют низкую самооценку.
Гиперсоциальный. Требования порядка, дисциплины, бесконфликтности, зависимости от взрослых, соблюдения внешних приличий чрезмерно высоки. Это требует от ребенка предельного напряжения всех возможностей. При этом страдает эмоциональное развитие, потому что контакт с родителями формален, а правила соблюдаются перед страхом наказания. В результате у ребенка с трудом формируются собственные ценности и законы поведения.
Противоречивый. Основное здесь – это беспричинная и непредсказуемая смена эмоций родителя в отношении ребенка. Он не понимает, чего от него хотят и как заслужить одобрение. В результате ребенок чувствует себя неуверенно и незащищенно.
Авторитарный. Это модель властная. Родители жестко контролируют и наказывают. У детей нет собственного мнения, отношения построены на основе статуса, а не эмоциональной привязанности, дети считаются собственностью родителей. У ребенка роль «золушки» или «козла отпущения». Все это формирует лживость, озлобленность и протест против родителей.
Отстраненно-раздражительный. Ребенок – это тот, кто всегда мешает, ему навязана роль «ужасного ребенка». Он вырастает замкнутым, старательно-угодливым, но при этом злопамятным и жестоким. Это хорошо показано в фильме Звягинцева «Нелюбовь».
Отсутствие воспитания как такового. Дети существуют сами по себе, у них полная свобода и бесконтрольность. Это ситуация всех неблагополучных эмоционально семей. У ребенка не формируются границы и чувства защищенности и уверенности.
Либеральный. Родители нетребовательны, неорганизованны, не поощряют и не ругают. Они как будто подчеркивают самостоятельность ребенка, а на самом деле безучастны. У детей с трудом вырабатывается независимость, у них низкий уровень притязаний и уверенности в себе.
Гипертрофированная любовь. У родителей снижена критичность и требовательность, недостатки не только замечаются, но еще и приписываются несуществующие достоинства. Это «кумир семьи». Ребенок капризен и требователен к взрослым, у него развивается нереалистично завышенная самооценка, эгоизм и антисоциальность в силу несформированности запретов.
Авторитетный. Родители относятся к ребенку тепло, много общаются с ним, контролируют и требуют осознанного поведения. Существуют не только существенные ограничения, но и разъяснения смысла ограничений. У детей формируется независимость, зрелость, активность и адекватная самооценка.
Демократичный. Это похоже на авторитетный стиль, только здесь подразумевается меньше контроля. Это подходит подросткам, в то время, как авторитетный – детям более младшего возраста. Родители готовы как предоставить самостоятельность, так и придти на помощь. Дети соблюдают правила без нажима.
Дорогие родители! Если вы узнали себя и свой стиль воспитания, если связываете с этим свои трудности в воспитании, я приглашаю вас на индивидуальный тренинг для родителей «трудных подростков». Записывайтесь на первую бесплатную консультацию.
У нас в семье, скорее всего, авторитетный стиль преобладает. По крайней мере описание максимально подходит к тому, как мы себя ведем. Было интересно также почитать и про другие стили.
У нас с мужем тоже такая позиция, считаю это наиболее удачный вариант
А я, с сожалением, вынуждена признать, что у нас в семье преобладает гиперсоциальный. Уже поняла, что это не совсем хорошо и сильно давлю на ребенка, в связи с чем надо кардинально надо менять отношение к жизни и к семье, в первую очередь.
Карина, п в чем у вас семье это проявляется? Я показал жене статью и она считает что у нас тоже он, но я как то с ней не согласен и хотел бы услышать пару примеров из жизни
Гипертрофированной любовью страдала наша соседка к своим детям, постоянно приписывая им всяких достоинства, хотя по факту это было два рагельдяя и только, все ломали, с другими детьми отношения вообще не складывались. Лучше не допускайте такого отношения к своим детям!
У моих родителей был авторитарно-противоречивый стиль. Мне вроде давали свободу, но в то же время очень сильно наказывали. Помню как отец после одной серьезной проделки, сначала выпорол меня, а потом посадил под арест, сделав из комнаты в прямом смысле тюремную камеру. Кормили меня раз в сутки, отобрали все книги. Давали хлеб и воду, а в место туалета давали горшок. Вот такая жесть. Потом жестокость отца мне долго в жизни мешала.
У меня похоже авторитарный стиль(
Родители жестко контралируют меня,что очень раздражает и бесит.
Может мне повезло,но у меня был демократичный стиль)
Мне много чего позволяли,но я этим я не пользовался т.к. мое воспитание это не позволяло.
Было интересно узнать про новые стили).