В статье про алекситимию я рассказала о том, что она (алекситимия) из себя представляет, а здесь расскажу про её причины и способы преодоления.
Очень редко причинами могут быть психические заболевания или органическая патология головного мозга. (Органическая – это значит повреждение мозга как органа, например, после сотрясений или из-за плохого кровоснабжения.) Но чаще всего она кроется в психологических факторах.
Для того, чтоб у ребенка выработался словарь, нужно чтоб его этому научили. Это чуть ли не первое, чему его учат. «Смотри, вот это бабочка, а это цветок». На этом, «материальном» уровне родители обычно вполне справляются. А вот с эмоциями и телесными ощущениями начинаются трудности. Для того, чтоб сформировался эмоциональный и телесный словарь, нужны две вещи: сами переживания и их обозначение именно тогда, когда они и происходят. Например: «Я понимаю, тебе грустно и хочется плакать» или «Когда болит вот здесь, это желудок». Но чаще всего родители молчат и никак не комментируют переживания ребенка, если только его эмоции не «из ряда вон выходящие». «Не кричи, прекрати злиться! Так себя приличные дети не ведут!»
Родители и сами этому, скорее всего, не обучены. Они хорошо умеют «разговаривать телом», но не словами. Вместо «я очень расстроена тем, как ты поступил, мне больно и горько» мама ложится на диван со страдальческим видом, измеряет демонстративно давление и кладет на голову мокрое полотенце. Ребенок это запомнит. Теперь, когда он будет огорчен или у него заболит голова, он будет знать, как это нужно показать. Да, и болеть мы тоже учимся у родителей. Ребенок, когда заболевает, копирует вплоть до мелочей поведение родителей, когда те болели. Поэтому психосоматика у детей – это копия психосоматики родительской.
Существуют даже целые «психосоматические семьи», где в открытую не радуются и не конфликтуют. Последнее кажется даже плюсом, если бы не факт: в семьях, где нет конфликтов, вернее, они не озвучиваются, а подавляются, рано или поздно кто-то из взрослых заболевает депрессией, а у детей развиваются неврозы или проблемы с поведением, как ответ на то необозначенное напряжение, которое висит в воздухе. А еще дети не имеют возможности сформировать эмоциональный словарь и навыки разрешения сложных эмоциональных ситуаций, плюс копируют родительские болезни.
Алекситимия сама по себе не является болезнью, это только предрасположенность, как диатез у детей. А потому от нее не существует лекарства в привычном смысле этого слова. Даже если она имеет место у взрослого человека, то это можно исправить, и не только ради того, чтоб избежать психосоматики. Жизнь людей с хорошей и здоровой эмоциональностью приносит им больше удовлетворения и ощущения полноты этой жизни. Только не надо путать развитую эмоциональность с импульсивностью, аффективными вспышками и «неумением держать себя в руках». Это как раз черты нездоровой эмоциональности.
Есть много способов развить чувствительность, эмоциональность и эмпатию. Это литература, искусство, творчество, осознанное внимание к себе и окружающим, а так же психотерапия. Особенно те направления, которые подразумевают контакт со своим внутренним миром и самовыражение — арт-терапия, символдрама, гештальт-терапия , телесноориентированная и другие. Так же работа в группе может помочь рефлексировать собственные чувства и узнавать чужие.
Ну теперь понятно откуда у ребенка все эти «заскоки», насмотрелся дома, вот и копирует поведение семьи и окружения