Ребенок и стресс - Минская Светлана: о психологии и психиатрии просто и понятно

Минская Светлана: о психологии и психиатрии просто и понятно

Про психологию и психиатрию простыми словами

Ребенок и стресс

Дети учатся всему у взрослых, подражая и копируя поведение. Вот почему бесполезно заниматься только ребенком и говорить ему, как надо поступать. Единственный способ воспитания – это заниматься собой. У взрослых они учатся выражать чувства и с нас же копируют поведение в стрессе. Поэтому родителям нужно стать ролевой моделью, а для этого – научиться самим преодолевать стрессы, демонстрируя конструктивность и успешность.

Проанализируйте свой собственный стиль поведения в стрессе. Что вы делаете? Начинаете анализировать ситуацию; просите ли помощи или совета у тех, кому доверяете; собираете ли нужную информацию по проблеме и/или обращаетесь к специалистам. Принимаете ли помощь или замыкаетесь в себе, хватаетесь за сигарету или алкоголь, обвиняя в несправедливость весь мир или окружающих, способны ли вы увидеть свой вклад в ту ситуацию, которая возникла.

Что вы чувствуете? Для стресса нормальным будет проживание неприятных эмоций, именно они и заставляют нас искать выход, не блокируя мышление. Но если эмоции – гнев, ярость, страх или глубокая печаль – захватывают целиком, мы перестаем конструктивно мыслить и действовать. И снимаем напряжение самыми простыми путями: делаем вид, что ничего не происходит, меняем состояние при помощи химических веществ, проявляем агрессию к близким или даже незнакомым, или же наносим вред самим себе, вплоть до попыток суицида.

Соблюдайте режим дня. Чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в режиме дня, при котором удовлетворялись бы его физиологические потребности в сне, отдыхе, эмоциональном общении и интеллектуальной и физической деятельности. Повторяемость и предсказуемость создает чувство стабильности и неизменности мира, которое необходимо для формирования базового доверия к миру. Именно оно и есть самая надежная защита от стресса.

Ограничивайте деятельность детей. Не позволяйте заниматься слишком многим и одновременно. Научите рассчитывать свои силы и время, планированию и прогнозированию. Чем меньше ребенок, тем в большей степени родители распределяют его время и силы, но по мере взросления эти функции передаются ему самому.

Ставьте разумные цели. Не требуйте от ребенка идеальности во всем. Западная культура навязывает нам образ несуществующего во всем успешного человека, но много ли мы таких знаем? А сами во всем совершенны? А главное – нужно ли это? Требования заведомо невозможного (например, учиться по всем предметам только на одни пятерки) снижает самооценку и порождает стыд. Это нормально, когда достижения растут постепенно, а их мерило – не успехи чужих, а собственные предыдущие показатели.

Ставьте разумные сроки и планируйте. Планировать можно по времени («Сегодня ты будешь заниматься чтением до восьми вечера. Прочитаешь столько, сколько успеешь, а потом мы сядем ужинать») и по результату («Тебе нужно прочитать столько-то страниц, и только после того, как ты это сделаешь, мы пойдем гулять»). В стресс мы попадаем тогда, когда совмещаем эти два вида планирования: нужно во что бы то ни стало закончить эту работу к завтрашнему утру. Большинство из нас живет именно в таком режиме, переживая то, что называют в быту расхожим термином «синдром хронической усталости», а психиатры – депрессией. То же самое происходит и с детьми, разве что их нервная система пока ещё меньше истощена и они быстрее восстанавливаются.

Печально, что это может стать их стилем жизни, который негласно одобряется социумом. Если работаешь из последних сил и, превозмогая себя, с трудом, но все же успеваешь – ты ответственный и надежный человек. А когда человек живет по собственному расписанию, имеет свободное время и получает удовлетворение от жизни – он лентяй, который не любит напрягаться.

На самом деле такой «трудяга» — это человек, не сумевший правильно распорядиться временем или выбравший ту деятельность, в которой не тянет. Поскольку его постоянно гложет стыд, он легко управляем извне.

Прививайте детям чувство уверенности и компетентности. Научите их свободно, в социально приемлемой форме, выражать свои чувства, в том числе и негативные. Научите ребенка говорить «нет» там, где нарушаются его границы. Детям важно чувствовать себя компетентными и способными принимать самостоятельные решения в тех рамках, что доступны ему в силу возраста. Не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам, даже если у него это не получается с первого раза, а самим вам проще сделать за него. Не делайте никогда за ребенка уроки. И если критикуете, критикуйте конструктивно.

Критикуйте конструктивно. Это делается вот как. Сначала вы его хвалите. И вообще запомните это правило: прежде чем критиковать – похвали. А потом указываете не только на его промахи, но и на пути исправления, если только сам еще пока не может додуматься.

Хвалите за реальные успехи, а не старания и попытки. Иначе ребенок, во-первых, будет стараться, а не делать. (Вспомните аналогию «обещать – еще не жениться». Так и тут: стараться – еще не сделать.) А во-вторых, будет обесценивать свои даже очень блестящие результаты, если они достались без «крови и пота». Именно так поступают плохие учителя: намного чаще хвалят двоечников, если вдруг дотянули до тройки, чем хорошистов или отличников.

Конструктивная критика конкретна и указывает на конкретный недостаток. Она не содержит обобщений («Ты всегда где-нибудь, да допустишь ляп») и не трогает личность ребенка («Ты растяпа и неумеха, ничего путного из тебя не вырастет»). Критиковать можно только в спокойном тоне. Если вы устали или раздражены, отложите разговор на потом.

Поддерживайте независимость мышления детей. Чем старше ребенок, тем он более способен к рассмотрению и анализу ситуации с различных сторон, и тем меньше нуждается в однозначных директивах. Разрешите не жалеть времени на самостоятельные решения, при этом будучи готовыми оказать помочь и поддержать там, где он нуждается.

Проводите с детьми время спокойно и научите их отдыхать и расслабляться. Для этого не обязательно разучивать специальные техники релаксации или заниматься йогой (мало кому из детей это понравится, хотя и не исключено). Продумайте вместе с ребенком, что принесет ему удовольствие и успокоение. Например, рукоделие, домашние животные (если ребенок готов взять свою часть ответственности, и остальные члены семьи не против), спорт. Еще быстрый способ расслабиться – ароматерапия. Запахи действуют через обонятельный анализатор сразу на лимбическую систему, которая управляет эмоциями.