Минская Светлана: о психологии и психиатрии просто и понятно

Про психологию и психиатрию простыми словами

Проблемное поведение детей

Причины «плохого поведения» детей разнообразны, а вот само поведение примерно одинаково. Не слушается, грубит, капризничает, упрямый, импульсивный, агрессивный. При этом импульсивность, открытая агрессия и активный протест больше свойственны мальчикам, а капризы, пассивная агрессия и демонстративные истерики — девочкам.

Проблемное поведение может быть обусловлено как психопатологическими (болезненными, «медицинскими») причинами, так и психолого-педагогическими. Чаще всего имеет место их сочетание. Поэтому не нужно наказывать ребенка и требовать сиюминутного подчинения, сначала все же нужно разобраться.

Вот что такое причины психопатологические:
• синдром гиперактивности и\или дефицита внимания (СГВД)
• детские депрессии и неврозы
• органическая неполноценность головного мозга вследствие патологии во время беременности или родов
• психозы
• формирующиеся личностные расстройства (психопатии, или патологии характера). Они, кстати, могут быть и благоприобретенными вследствие неправильного воспитания.

К психолого-педагогическим причинам относятся:
• неправильные стили воспитания
• любые изменения в жизни семьи – развод, появление новых членов семьи (рождение детей, переезд родственников, появление отчима или мачехи), утрата близких
• неблагополучные отношения между родителями.

Взрослым может казаться, что «ребенка это не касается», «он еще слишком мал, чтобы что-то понимать». Но на самом деле, чем младше ребенок, тем больше его психическое здоровье зависит от эмоционального климата в семье.

Вообще проблемы с поведением беспокоят родителей сильнее всего после здоровья, при том, что игнорируется тот факт, что одно тесно связано с другим. К врачу проблемный ребенок попадает тогда, когда уже «исчерпаны все методы воздействия»: уговоры, убеждения, угрозы, «кнуты и пряники» и даже физические наказания. Все усугубляется еще и тем, что к этому моменту сами родители находятся в отчаянии, не могут адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее, и сами нуждаются в помощи не меньше, чем ребенок. Но почти у всех срабатывает такая защита: со мной все в порядке, проблемы только у ребенка, все станет в порядке, как только он исправится. А он не «исправится», пока родители не поймут вот какую важную вещь.

К любой психологической проблеме есть два различных, но не взаимоисключающих, а
дополняющих друг друга подхода. Ни один из них не окажется эффективным, если будет игнорироваться другая сторона реальности.

Подход первый — назовем его педагогическим — использует поощрения и наказания, предполагает моральную оценку поступка и наличие виноватого. Вспомните свою самую строгую учительницу в школе, и станет понятно, о чем я.

Подход второй — назовем его психологическим или медицинским — ищет причину
проблемного поведения, которая не всегда заключается в ребенке, вернее, в той области, которую он может произвольно контролировать. Подход этот ставит целью устранение причин в семье или со здоровьем, чтобы семена воспитания и педагогических приемов
легли на благодатную почву.

На языке «педагогов» (я пишу это в кавычках, ибо оно обозначает не профессию, а стиль мышления) проблемное поведение обозначается примерно так: «Он грубит бабушке и не хочет учить уроки, потому что он безответственный и невоспитанный».

На языке «психологов» это звучит иначе: «Он не справляется со школьной нагрузкой, поскольку он быстро истощается, перестает удерживать внимание и негативно реагирует на гиперопекающее поведение бабушки.»

Тут нужно понять вот что: «плохое поведение» (замкнутость, негативизм, вспышки агрессии) при отсутствии медицинской причины – чаще всего это попытка приспособиться к неадекватным требованиям родителей и выжить. У ребенка нет такого количества способов совладания с ситуацией, как у взрослых, он не может уйти из дома (хотя иногда может и так и делает), не может поменять родителей (в отличие от возможности поменять мужа или жену), не может с родителями развестись. Может только приспособиться так, как может.

7 Discussions on
“Проблемное поведение детей”
  • Столкнулись с гиперактивностью у ребенка. Это, конечно, серьезная штука. Сложно поверить, что ребенок может постоянно быть активным, ни на секунду нигде не присесть… Дело доходит до того, что обеденный сон вообще порой перестает существовать. А ложиться в 11-12 вечера это норма….

  • я после тренинга как раз поняла что нужно менять стиль! Сейчас мы с отцом перестали беспокоится по мелочам, и ребенок спокойнее стал на много!

  • Ой наш малыш был раньше очень гиперактианым,но со временем это прошло.
    И я очень рада этому,потому что раньше было очень плохо!
    Даже в детский сад не ходили)
    Статья мне очень понравилась)

  • А вот у нас, наоборот, по моему мнению, слишком «вялый» ребенок. Другие, смотрю носятся в том же саду или на площадке, а наш предпочитает сидячие развлечения и лишний раз никуда не «ввязывается» ни в какие активные мероприятия. Как его расшевелить, подскажите?
    Вот и что получается лучше? Или как обычно, золотая середина?

    • Лучше всего — показать специалисту. Если бы вы могли сами «расшевелить» ребенка, у вас бы это давно получилось.

  • Боюсь за свою дочку,у неё вообще нет друзей и никакого желания их искать.
    Она просто «амеба» вот по-другому выразить нельзя.
    Ужасно,не знаю как бороться с этим.
    Уже все перепробовала,но надежда не покидает меня.
    Но что мне делать?

Оставить комментарий

Ваш E-mail не будет опубликован.